Сознание как антиномия (антиномичность понятия «сознание» и философия искусственного интеллекта)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-1-20-33Ключевые слова:
сознание, искусственный интеллект, философские основания, аналогизирующая апперцепция, мысленный эксперимент, тест Тьюринга, антиномияАннотация
В статье показано, что причины противоречий, существующих в философии искусственного интеллекта (ИИ), коренятся в недостаточной отрефлектированности общефилософских оснований. В числе таких оснований – понятия «сознание» и «другое сознание». Проанализированы различные подходы к интерпретации данных понятий, проведена логико-методологическая реконструкция дискуссионного столкновения различных подходов к проблеме ИИ и сознания. Приводится критика мысленных экспериментов, использующихся в философии сознания и ИИ. Продемонстрировано существенное методологическое отличие таких экспериментов от эксперимента Галилея, который является классическим случаем успешного мысленного эксперимента, давшего объективный результат. При концептуализации и соотнесении понятий «сознание», «Я» и «Другой» неизбежны эпистемологические разрывы, обусловленные качественными различиями феноменологических проявлений и способов концептуализации сфер реальности, которые необходимо соотнести между собой. Так, показано, что эпистемологический разрыв неизбежно присутствует между внешним (в том числе вербальным) поведением Другого и его интерпретацией наблюдателем как проявления определенных внутренних содержаний сознания Другого. Также феноменологические проявления для человека его собственного сознания и проявления сознания Другого (в том числе вербальное описание его содержаний сознания) теоретически не соотносимы. Показана антиномичность понятия «сознание» как невозможность заключения о его наличии или отсутствии у системы (Я, Другой, ИИ) при использовании чисто философских методов рассуждения. Понятие сознания, как и представления о сознании Другого, однако, необходимы для практической деятельности и коммуникации, поэтому человек пользуется практическими способами концептуализации сознания, включающими интуитивное восприятие, эмпатию, приписывание и т.д.