Рефлексия о технике в социальной мифологии В.Ф. Одоевского: финал романтического механицизма

Авторы

  • Т.Ю. Сидорина Национальный исследо­вательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-1-48-60

Ключевые слова:

техника, романтизм, будущее, механицизм, В.Ф.Одоевский, социум, образование, музыкальное, поэтическое, утопия

Аннотация

Статья посвящена зарождению рефлексии о технике в русской философии и литерату­ре XIX–XX вв. В центре нашего внимания вопросы технического развития и самого феномена техники в творчестве выдающегося представителя русской романтической традиции – Владимира Федоровича Одоевского – философа, ученого, литератора и му­зыкального критика. Обращение к идеям Одоевского представляет особенный интерес в современных условиях формирования технического общества и технологической перспективы. Именно с достижениями механики и техники Одоевский соотносит упо­вания о благом развитии человека и общества, связывает просвещение и образование молодежи. Вместе с тем Одоевский видит опасность, которая таится в механицизме и рассудочном знании. Этой опасностью станет утрата целостности, распад и опусто­шение, которые постигнут мир, переживший кризис культуры. Обращаясь к творче­ству мыслителя, мы прослеживаем тенденции в рефлексии о технике с философских позиций, а также в единстве с поэтическим и музыкальным. Теоретической основой исследования выступает противопоставление В.Ф. Одоевским технического и поэтиче­ского как векторов социального развития. В результате проведенного анализа автор ста­тьи приходит к амбивалентной оценке роли техники Одоевским, противопоставлению романтизации техники негативным перспективам «промышленного», «эгоистического» века, которые получают дальнейшее развитие в отечественной и зарубежной филосо­фии техники и антиутопии ХХ и XXI вв. В своих футуристических проектах Одо­евский обнаруживает потенциал научного предвидения, претворенный в достижениях современной науки и техники. Переход в оценках техники от идеализма к научному реализму и позитивизму, рассуждения социальной направленности («Русские ночи», 1844), ключевое в концепции Одоевского противопоставление романтизации техники негативным перспективам технической экспансии получает дальнейшее развитие в оте­чественной и зарубежной философии техники ХХ и XXI вв. Современное обращение к рефлексии о технике в русской философии и литературе обусловлено экспансивным внедрением техники в жизнь общества, отказом от этической нейтральности и тенден­цией к автономности, а также востребованностью современного образовательного процесса, университетских программ подготовки специалистов как гуманитарной, так и технической направленности.

Загрузки

Опубликован

2024-07-10

Выпуск

Раздел

Историческая эпистемология науки и техники