Нейросети как актор социально-эпистемических арен: этические проблемы
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-1-73-83Ключевые слова:
нейросеть, ChatGPT, GPT4, социально-эпистемические арены, искусственный интеллект, гражданская наука, распределенное познаниеАннотация
Статья посвящена рассмотрению этических проблем, связанных с использованием нейросетей и систем искусственного интеллекта в научных исследованиях. Авторы рассматривают нейросети как один из акторов социально-эпистемических арен, под которыми понимаются коммуникационные площадки выработки нового знания в процессе распределенного познания. Получение знания в рамках социально-эпистемических арен происходит в результате взаимодействия трех равноранговых акторов: ученых-профессионалов, масс непрофессиональных интернет-пользователей и цифровых технологий. Появление нейросети GPT4 сделало очевидным активное участие цифровых технологий не только в естественно-научных, но и в гуманитарных научных исследованиях. Она стала использоваться как в коммерческих целях, так и в целях
развлечения в проектах гражданской науки и самостоятельных исследованиях интернет-пользователей, стремящихся с помощью нейросети получить необходимую информацию. Нейросеть стала также частью рабочих инструментов профессиональных ученых, что породило множество научных и общественных дискуссий по вопросу этичности написания и публикации текстов за авторством ChatGPT. Использование нейросети для написания научных статей рассматривается частью научного сообщества как плагиат и нарушение авторских прав, но повсеместное распространение практик использования GPT4 массами интернет-пользователей меняет отношение к данному инструменту и в научном сообществе. Появляются научные работы, в которых ChatGPT позиционируется как соавтор исследования, приобретая научную субъектность. Данное положение вещей усугубляет этические проблемы, связанные с возможностями фальсификации результатов научных исследований, и ставит вопрос об автоматизации процессов маркировки и обнаружения авторства нейросети в публикациях ученых. Между тем становится очевидным, что нейросети, предоставляя огромные возможности для интенсификации процессов познания, расширили социально-эпистемические практики ученых и масс интернет-пользователей, с чем невозможно не считаться при осмыслении науки в жизни общества.