Эволюционные, когнитивные и семиотические основания обучения в виртуальной реальности

Авторы

  • А.В. Суховерхов Кубанский госу­дарственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
  • Дороти ДеВитт Университет Малайи

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-1-112-122

Ключевые слова:

виртуальная реальность, дополненная реальность, репрезентатив­ный реализм, ниши развития, семиотический скаффолдинг, расширенный разум, рас­пределенное познание, интерфейсная теория восприятия

Аннотация

В статье рассматривается классический эпистемологический спор прямого («наивно­го») и репрезентативного реализма с точки исследований виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) в образовании. Недавно Д. Хоффман представил интер­фейсную теорию восприятия, утверждающую, что чувства и мысли опосредуют и пред­ставляют реальность подобно тому, как интерфейс компьютера репрезентирует скры­тые процессы/функции в компьютере. Хоффман также сравнивает природу познания с процессом создания виртуальной реальности. Исследования VR частично подтвер­дили такие утверждения. Например, благодаря взаимодействию субъекта с созданны­ми компьютером объектами, движение и ускорение в виртуальной реальности во вре­мя имитируемого свободного падения с парашюта воспринимаются как реальные. Используя интерфейсную теорию восприятия и семиотическую теорию, в статье ис­следуется то, как знаки и взаимодействия в сценариях виртуальной реальности мо­гут заменять/конструировать изучаемую реальность и использоваться для обучения. Утверждается, что виртуальная реальность позволяет создавать для обучающихся «ниши развития», в которых они могут приобрести новые поведенческие/профес­сиональные навыки или концептуальные знания. Набор инструментов или подсказ­ки, дополняющие эти виртуальные среды, создают «семиотический скаффолдинг» (semiotic scaffolding) для обучающихся, реконструирующих социокультурные реа­лии или получающих профессиональные навыки. В статье практика такого обучения была исследована в трех типах виртуальной среды с разной степенью семиоти­ческой поддержки и оценена экспертами в области образования в сфере культуры. Показано, что виртуальная реальность обеспечивает учебную среду, аналогичную реальному миру, а «семиотический скаффолдинг» снижает когнитивную нагрузку в виртуальных «нишах развития». Виртуальные среды для профессионального обу­чения, а также для общего образования могут выиграть от использования «семиоти­ческого скаффолдинга» для развития виртуального наставничества и проведения профессионального инструктажа. Дополненная реальность может также способство­вать и ускорять научные открытия за счет эффективной интеграции исследователей в «коллективную память» и посредством технически организованных процессов распознавания объектов.

Опубликован

2024-07-10

Выпуск

Раздел

Наука, техника, общество