Коллизия в двух типах нарративов науки
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-2-61-73Ключевые слова:
нарратив, нарратология, наука, философия науки, классификация, коллизия, конфликт, сюжет, ментальный перформатив, метадискурсАннотация
Статья посвящена проблеме коллизии в разных типах нарративов науки. В качестве ключевого основания классификации нарративов в научных текстах мы выбрали тип описываемых объектов: в одном случае нарратив описывает то, что исследуется, в другом случае источником «сюжета» нарратива становится сам процесс исследования. В методологическом отношении данная статья опирается на концепции нарратологии, в частности на понятие коллизии (художественного конфликта) и связанные с ним концепции структуры сюжета нарратива и его темпоральности. Научная проблема соотносима с коллизией в художественной литературе. Развитие этой эпистемической коллизии составляет «сюжет» в нарративе научного поиска. Специфика этой коллизии заключается в том, что научное познание в целом, а следовательно, и его коллизия являются принципиально незавершенными, так как нахождение ответа на один вопрос приводит к возникновению новых вопросов. В статье отстаивается тезис о том, что ход рассуждения в научном тексте, даже не отрефлексированный в нарративной форме, имеет нарративную природу, подобно тексту драмы: события непосредственно явлены аудитории без посредничества нарратора. Ментальные перформативы помогают проследить основные этапы развития познавательной коллизии. В статье рассматривается проблема соотношения «коллизии» научного поиска и «коллизий» на уровне нарратива об объекте исследования, в том числе такие аспекты, как наличие антропоморфных персонажей, а также сингулятивных и итеративных нарративов. Автор исследования отстаивает тезис об отсутствии резкой границы между нарративами об индивидуальном и коллективном уровнях научного поиска в аспекте их коллизии.