Рефлексия над языком и начало науки

Авторы

  • О.А. Донских Новосибирский государственный университет экономики и управления; Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта; Новосибирский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-2-112-124

Ключевые слова:

рефлексия над языком, поэтическая речь, критика текстов, филоло­гия, грамматика, научный функциональный стиль

Аннотация

В статье на материале четырех культурных традиций рассматривается та роль, кото­рую играет внимание к языку в становлении функционального научного стиля. Ре­флексия над языком появляется в античной поэзии уже во времена Гомера, когда от­дельные слова начинают выходить на уровень абстракций. Софисты вырабатывают сознательное отношение к языковым явлениям, обучая свободному и правильному ис­пользованию слов, построению убедительного дискурса, использованию письма, у них появляются первые грамматические категории. Александрийское собрание текстов по­требовало огромной филологической работы, включая критику текстов, создание сло­варей, реконструкцию аутентичных текстов классиков, а также практически ориенти­рованной грамматики. Индийская научная традиция вырастает на основе практики сохранения поэтических текстов Вед, что потребовало развития веданг, среди которых ключевое место занимали лингвистические комментарии. В рамках этого процесса был создан уникальный текст «Грамматики» Панини, который во многом определил дальнейшее развитие научной мысли. Арабская духовная традиция, связанная с появ­лением и распространением ислама, потребовала стандартизации языка, что проис­ходило в процессе активной филологической работы, основанной на освоении су­ществующих грамматико-философских учений. Это привело к созданию грамматики и сделало арабский одним из самых развитых языков науки. Становление латинского языка в качестве языка науки опиралось на обучение тривиуму и получило новый импульс в университетах. Уже с начала XII в. начинается рефлексия над языком, спо­ры о сущности слов и первые лингвистические учения, ориентированные на создание универсальной грамматики, отражающей сущность мироздания. Таким образом, ста­новление научных традиций проходит ряд этапов, начинаясь с рефлексии над поэ­тической речью, осознания грамматики и обсуждения проблем соотношения слова и реальности, а затем идет работа по упорядочиванию способов выражения мысли (появление филологии как критики текстов), и уже тогда формирование собственно научного стиля.

Загрузки

Опубликован

2024-12-02

Выпуск

Раздел

Язык, сознание, коммуникация