Рефлексия над языком и начало науки
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-2-112-124Ключевые слова:
рефлексия над языком, поэтическая речь, критика текстов, филология, грамматика, научный функциональный стильАннотация
В статье на материале четырех культурных традиций рассматривается та роль, которую играет внимание к языку в становлении функционального научного стиля. Рефлексия над языком появляется в античной поэзии уже во времена Гомера, когда отдельные слова начинают выходить на уровень абстракций. Софисты вырабатывают сознательное отношение к языковым явлениям, обучая свободному и правильному использованию слов, построению убедительного дискурса, использованию письма, у них появляются первые грамматические категории. Александрийское собрание текстов потребовало огромной филологической работы, включая критику текстов, создание словарей, реконструкцию аутентичных текстов классиков, а также практически ориентированной грамматики. Индийская научная традиция вырастает на основе практики сохранения поэтических текстов Вед, что потребовало развития веданг, среди которых ключевое место занимали лингвистические комментарии. В рамках этого процесса был создан уникальный текст «Грамматики» Панини, который во многом определил дальнейшее развитие научной мысли. Арабская духовная традиция, связанная с появлением и распространением ислама, потребовала стандартизации языка, что происходило в процессе активной филологической работы, основанной на освоении существующих грамматико-философских учений. Это привело к созданию грамматики и сделало арабский одним из самых развитых языков науки. Становление латинского языка в качестве языка науки опиралось на обучение тривиуму и получило новый импульс в университетах. Уже с начала XII в. начинается рефлексия над языком, споры о сущности слов и первые лингвистические учения, ориентированные на создание универсальной грамматики, отражающей сущность мироздания. Таким образом, становление научных традиций проходит ряд этапов, начинаясь с рефлексии над поэтической речью, осознания грамматики и обсуждения проблем соотношения слова и реальности, а затем идет работа по упорядочиванию способов выражения мысли (появление филологии как критики текстов), и уже тогда формирование собственно научного стиля.