Два способа осмысления процесса индивидуации (естественнонаучный и гибридный в исследованиях Жильбера Симондона и методологический в работах автора)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-2-136-148Ключевые слова:
индивид, индивидуация, предметность, объект, реконструкция, истолкование, генезис, сингулярность, личность, человекАннотация
Сравниваются два подхода к осмыслению процесса индивидуации: Жильбера Симондона и автора статьи. Проблематизируется понятие доиндивидуации. Выделяются четыре характеристики методологии Симондона: требование генезиса индивидуации, критика категорий формы и материи, использование кейсов техники как примеров процесса формирования индивидов, истолкование процесса индивидуации в рамках естественнонаучного подхода. Реализуя принципы этой методологии, Симондон старается показать, что индивидуация представляет собой сингулярный процесс, это именно процесс, а не его результат, причем только последний подпадает под логику «гиломорфизма». Дискурс Симондона автор определяет как гибридный, он считает, что конфигурирование философского, системного и естественнонаучного подходов Симондоном не продумано. Автор считает, что невозможно сразу, не проанализировав конкретные случаи индивидуации, которых достаточно много, построить учение об индивидуации. Рассматриваются два кейса автора. Анализ первого позволяет сделать вывод, что индивидуация как процесс разворачивается в более широком целом, начинающемся с проблемной ситуации; предполагает акт творчества и реализацию личности, своеобразный прыжок от проблем личности к новой реальности через изобретение семиотической схемы; это процесс конструирования новой предметности с одновременным включением ее в жизненный мир человека, процесс, сопровождающийся концептуализацией. Помимо этих особенностей анализ второго кейса позволил выделить еще ряд характеристик. Автор считает, что по мере анализа и реконструкции новых случаев, с одной стороны, будут повторяться с постепенным расширением общие характеристики процесса индивидуации, а с другой – каждый раз добавляться новые характеристики. Накопив анализ разных случаев, можно будет начать построение учения об индивидуации, открытого для осмысления новых случаев и критики.