Оценки в процессах коммуникации
Ключевые слова:
оценка, норма, описание, невозможность логического перехода от «есть» к «должен», структура целевого обоснования оценок, невозможность исключения оценок из языка социальных наукАннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей употребления оценок в процессах коммуникации. Анализируются следующие основные проблемы: связь оценок и описаний, сведение норм к оценкам, невозможность логического перехода от описательных посылок к оценочным заключениям («принцип Юма»), новое обоснование идеи невыводимости «должен» из «есть», структура целевого обоснования оценок и его индуктивный характер. Отмечается, что выдвигавшееся позитивистами требование исключать любые оценки из языка социальных наук является утопичным. Не реалистична и более слабая рекомендация Г.Мюрдаля в социальных дискуссиях отчетливо отделять оценки от чисто описательных утверждений.