Некоторые следствия коперниканского переворота Канта
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2019-24-1-46-60Ключевые слова:
И. Кант, коперниканская революция, коперниканский поворот, Парменид, эпистемологический конструктивизмАннотация
Кант осуществляет переход от раннего репрезентационистского взгляда на познание к позднему антирепрезентационистскому взгляду, представленному в форме эпистемологического конструктивизма. Этот переход обычно определяется как коперниканская революция или коперниканский поворот. Кантовский коперниканский поворот принадлежит к философии модерна, предложившей нестандартный подход к проблеме познания. По меньшей мере со времен Парменида стандартный подход к познанию требовал знания реального, реальности или мира. В философии модерна этому подходу был противопоставлен возникший в раннее Новое время эпистемологический конструктивизм как нестандартное решение проблемы познания у Фрэнсиса Бэкона, Гоббса, Вико и др., и отдельно у Канта. В статье кратко рассматриваются следствия кантовского коперниканского поворота, касающиеся по меньшей мере пяти тем: 1) познание; 2) немецкий идеализм; 3) субъект; 4) исторический характер знания; 5) успешность или неуспешность философской традиции.