Комментарии к статье Тома Рокмора «Некоторые следствия коперниканского поворота Канта»
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2019-24-1-61-68Ключевые слова:
трансцендентальный идеализм (кантовский трансцендентализм), коперниканский переворот, эпистемический коструктивизм, трансцендентальный конструктивизм, вещь сама по себе, предмет опыта (явление)Аннотация
Какова главная идея кантовской трансцендентальной философии и его коперниканского переворота? Кантовский трансцендентализм является первой теорией опыта, которая связана с решением семантической проблемы соответствия, изложенной в кантовском письме М. Герцу (21.02.1772) об основании отношения [априорных] представлений к предмету. Кант выделяет два способа ее решения: реализм (эмпирический вектор от реальных вещей/объектов к представлениям) и конструктивизм (вектор от априорной форм (или представлений) к объектам). Однако кантовский трансцендентализм не является идеализмом/конструктивизмом, поскольку Кант оставляет реалистический вектор воздействия вещей на нашу чувственность (resp. представления) и говорит, что его теория опыта является эмпирическим реализмом. Кантовский трансцендентализм как «измененный метод мышления» связан с расщеплением «вещи/объекта» на реальный предмет (кантовскую вещь-в-себе) и предмет опыта (кантовское явление), которая опосредует отношения между вещами и представлениями, или трансцендентальной триадой «объект (вещь в себе) – явление – представление». В отличие от современного конструктивизма как совокупности процедур конструирования объектов Кант развивает трансцендентальный конструктивизм в математике как познание посредством конструирования понятий в [чувственной] интуиции, т. е. конструктивизм относительно явлений, а не вещей-в-себе.