Эстетическое измерение техники: динамо-машина как технологическое возвышенное на рубеже XIX и XX вв.

Авторы

  • Н.В. Никифорова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2021-25-2-37-50

Ключевые слова:

технологическое возвышенное, трансгрессия, динамо-машина, элек­трическое возвышенное, национальная идентичность, электричество, история элек­тричества

Аннотация

Во второй половине XIX в. технологии насыщали городское пространство и преобра­зовывали фабричное производство во всем мире. Рецепция технологий в повседнев­ной жизни была связана с эстетическим осмыслением, кроме того, восприятие новых технологий было сложным эмоциональным опытом, пробуждающим размышления о возможностях человеческого разума, о возможностях рукотворной силы, об истори­ческой роли техники и ее будущем развитии. Настоящая статья посвящена эстетиче­ским характеристикам интеракции с технологиями как аффективному эстетическому опыту технологического возвышенного. В качестве примера будет рассмотрена репре­зентация и рецепция динамо-машины в публичном дискурсе рубежа XIX и XX вв. По­нятие технологического возвышенного развивает классическую категорию возвышен­ного, которая трактовалась как характеристика предельной степени напряжения чувств при встрече с объектами и явлениями, превосходящими возможности человеческого восприятия. В Новое время эстетика возвышенного была открыта в природе, а в XIX в. на роль объектов возвышенного опыта стали претендовать новые машины и техноло­гии. Технологическое возвышенное можно расценивать как трансгрессивный опыт (столкновение с пределами человеческого восприятия и границами возможностей) и как экзистенциальный опыт (осознание человеком конечности своего бытия).

Биография автора

  • Н.В. Никифорова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    кандидат культурологии, научный сотрудник-постдок

Загрузки

Опубликован

2021-01-14

Выпуск

Раздел

Наука, техника, общество