Когнитивная наука: от парадигм к теоретическим комплексам
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2021-26-1-5-22Ключевые слова:
теоретические комплексы, когнитивная наука, компоненты, семейные сходства, воплощенное познание, парадигмы, научно-исследовательские программы, исследовательские традицииАннотация
В статье рассматривается вопрос о понимании основных теоретических направлений в когнитивной науке, включая классический вычислительный когнитивизм, коннекционизм, умеренную разновидность воплощенного познания и группу теорий и моделей предсказывающей обработки. Для этого анализируются известные постпозитивистские концепции философии науки Т. Куна, И. Лакатоса и Л. Лаудана, в которых основное внимание уделяется не отдельным (индивидуальным) теориям, а комплексам теорий. Несмотря на то, что каждая из этих влиятельных концепций в той или иной степени согласуется с определенными характеристиками теоретических направлений в когнитивной науке, ни одна из них как таковая не может служить основой для пони- мания когнитивистских групп теорий и моделей. Таким образом, в статье развивается альтернативная точка зрения, связанная с предлагаемой автором идеей теоретических комплексов. С помощью этой идеи, во-первых, становится возможным охарактеризовать форму организации крупных теоретических направлений в когнитивной науке. Так, комплексы индивидуальных теорий, моделей и концепций в когнитивной науке могут формироваться как на основе одного общего свойства или ряда общих свойств, так и на основе семейных сходств. Во-вторых, идея теоретических комплексов позволяет прояснить основные функции когнитивистских теоретических направлений. Таковыми являются конструктивная функция ориентира для сторонников данного комплекса (включающая в себя подчиненные функции создания и модификации частных теорий, определения их основных понятий и т. д.) и негативная функция мишени для критики для сторонников конкурирующих комплексов.