Философия как научная дисциплина: предмет, функции и задачи в современном контексте

Авторы

  • С.В. Пирожкова Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2022-27-1-84-98

Ключевые слова:

философия, наука, теоретическое познание, спекуляция, культура, свобода, технонаука

Аннотация

В статье дается характеристика философии как части современной системы произ­водства научного знания в России, реконструируются основные аргументы против признания научного статуса за философскими знаниями, проводится различие между критикой научности философии со стороны самих философов и критикой, идущей от нефилософов: если первые полагают философию интеллектуальной деятельно­стью, превосходящей по своему функционалу науку, то вторые, наоборот, рассматри­вают ее как не способную соответствовать основным критериям научной познаватель­ной деятельности. На основании реконструкции эволюции теоретического познания показывается, что если ядром и образцом современной науки является теоретическое естествознание, то есть теоретическое познание, позволяющее получать знания уни­версального характера, одновременно обеспечивая их эмпирическим содержанием через процедуры эмпирической интерпретации и проверки, то философия оказывается формой теоретического познания, результаты которого не могут быть подвергнуты столь же строгим процедурам установления эмпирического содержания. Однако этот факт оказывается проблемой только в том случае, если философия претендует на изу­чение тех же объектов, которые изучаются эмпирическими дисциплинами. Подобное провозглашалось программой советской научной философии и в советской же фило­софии было поставлено под сомнение. Обосновывается, что предметом философии как научной дисциплины является мышление и его формы, инструментарий и резуль­таты. При этом речь идет не о когнитивной активности, а о человеческой деятельности, объективированной в языке, понятийных и образных представлениях, культурных и со­циальных практиках и институциях, в том числе и в науке. Таким образом, наука, вклю­чающая философию в свою структуру, приобретает возможность делать объектомпознания не просто себя (это возможно и в рамках, например, науковедения), но соб­ственные границы и основания. Это открывает для науки перспективу более эффектив­ного проектирования собственного развития при одновременном понимании науки как человеческого предприятия и обеспечении ее гуманистической направленности.

Загрузки

Опубликован

2022-06-01

Выпуск

Раздел

Теория и методология науки и техники