Уточнение понятия «объект» в дискурсе современного научного познания
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2022-27-1-99-110Ключевые слова:
объект, явление, феномен, мышление, личность, опыт, действительность, реальность, понимание, движениеАннотация
Речь в статье идет о проблеме различения понятий «идеальный объект», «объект изучения», «вещь в себе», а также корреспондентного, постмодернистского и культурно-исторического подходов. Автор, отталкиваясь от ситуации правильного изложения взглядов Аристотеля на движение, ставит вопрос об общих условиях анализа и понимания философских текстов и излагаемой в них реальности. Приводятся два противоположных истолкования утверждений Стагирита. Если с точки зрения корреспондентной теории осмысление Аристотелем движения и его причин выглядит ошибочным, то в постмодернистской оптике эти взгляды рассматриваются как правомерные, обусловленные языковой игрой. С позиции культурно-исторического подхода аристотелевское и галилеевское объяснения движения и его причин представляют собой два разных способа мышления и изучения, которые автор анализирует. Характеризуются понятия, позволяющие разобраться в ситуации разных интерпретаций античных и современных научных исследований. По мнению автора, «идеальные объекты» позволяют мыслить непротиворечиво, решать проблемы и задачи, стоящие перед ученым (философом), осмыслять факты. Помимо кантианского понимания «вещи в себе» добавляется еще одно – это понятие позволяет не только помыслить познаваемый предмет, но и понимать его как феномен (как реальное явление), включая все его реальные проявления. Когда в проекции на феномен учитываются также способы мышления, вводится понятие «объект изучения» (у Канта – «явление», «предмет»). Эффективность использования различений указанных трех типов объектов демонстрируется сначала на осмыслении учений о движении, созданных Аристотелем и Галилеем, затем на примере исторических версий объяснения феномена тепла. Рассмотренный материал позволяет развести еще три понятия: «объекты первой природы», «артефакты» (их создает человек) и «социальные объекты», которые формируются в культуре. Последние в своем формировании проходят три этапа: на первом они замышляются и существуют в нарративной и виртуальной форме, на втором происходит реализация замысленных построений в социальной жизни, на третьем этапе появляется и начинает развиваться новый социальный феномен, который уже можно изучать.