Уточнение понятия «объект» в дискурсе современного научного познания

Авторы

  • В.М. Розин Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2022-27-1-99-110

Ключевые слова:

объект, явление, феномен, мышление, личность, опыт, действитель­ность, реальность, понимание, движение

Аннотация

Речь в статье идет о проблеме различения понятий «идеальный объект», «объект изу­чения», «вещь в себе», а также корреспондентного, постмодернистского и культурно-исторического подходов. Автор, отталкиваясь от ситуации правильного изложения взглядов Аристотеля на движение, ставит вопрос об общих условиях анализа и пони­мания философских текстов и излагаемой в них реальности. Приводятся два противо­положных истолкования утверждений Стагирита. Если с точки зрения корреспондент­ной теории осмысление Аристотелем движения и его причин выглядит ошибочным, то в постмодернистской оптике эти взгляды рассматриваются как правомерные, обуслов­ленные языковой игрой. С позиции культурно-исторического подхода аристотелевское и галилеевское объяснения движения и его причин представляют собой два разных способа мышления и изучения, которые автор анализирует. Характеризуются понятия, позволяющие разобраться в ситуации разных интерпретаций античных и современ­ных научных исследований. По мнению автора, «идеальные объекты» позволяют мыс­лить непротиворечиво, решать проблемы и задачи, стоящие перед ученым (филосо­фом), осмыслять факты. Помимо кантианского понимания «вещи в себе» добавляется еще одно – это понятие позволяет не только помыслить познаваемый предмет, но и по­нимать его как феномен (как реальное явление), включая все его реальные проявле­ния. Когда в проекции на феномен учитываются также способы мышления, вводится понятие «объект изучения» (у Канта – «явление», «предмет»). Эффективность исполь­зования различений указанных трех типов объектов демонстрируется сначала на осмыс­лении учений о движении, созданных Аристотелем и Галилеем, затем на примере исто­рических версий объяснения феномена тепла. Рассмотренный материал позволяет развести еще три понятия: «объекты первой природы», «артефакты» (их создает чело­век) и «социальные объекты», которые формируются в культуре. Последние в своем формировании проходят три этапа: на первом они замышляются и существуют в нарра­тивной и виртуальной форме, на втором происходит реализация замысленных построе­ний в социальной жизни, на третьем этапе появляется и начинает развиваться новый со­циальный феномен, который уже можно изучать.

Загрузки

Опубликован

2022-06-01

Выпуск

Раздел

Теория и методология науки и техники