Современные проблемы научного реализма
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2022-27-2-20-30Ключевые слова:
научный реализм, знание, репрезентация, реальность, наблюдение, истинаАннотация
В статье дается характеристика научного реализма и дебатов вокруг этой позиции. Показывается, что изначально (в схоластической традиции) дискуссия между реалистами и антиреалистами имела сугубо онтологический характер, поскольку принималось, что когда мы нечто знаем, мы знаем нечто реальное – знание не может быть чем-то иным помимо знания чего-то реального. Вопрос о реальности объекта нашего знания,
о том, равнозначен ли мир за пределами наших представлений миру, данному в представлениях, отличает современную философию от классической и возникает из признания того, что то, что мы знаем, является нашими представлениями, а не реальными вещами. Формируется двойная проблема: во-первых, установить реальность мира за пределами наших представлений, во-вторых, доказать, что наши представления являются знаниями об этом мире. Так проблема реализма приобретает почти исключительно эпистемологическое значение. Тем не менее конкретные современные позиции смешивают онтологические и эпистемологические тезисы, что приводит к внутренним противоречиям. Тем же самым грешат и сторонники антиреалистических взглядов. Ставится вопрос о причинах возникновения антиреалистической тенденции в философии науки, показано, что изначальная установка новоевропейской науки была реалистической. Ее подорвали, с одной стороны, антиреалистические интерпретации познавательного процесса (начиная с Канта), с другой – теоретические трудности в физике, главным же стало то, что наука стала иметь дело с ненаблюдаемым, подрывающим когнитивную основу радикального эмпиризма. Однако новая познавательная ситуация не обязательно приводит к антиреализму, другой путь развития опирается на понимание сложности и проблематичности связи теории и опыта. В заключение приводится ряд доводов в поддержку научного реализма.