Философия, деятельность, жизнь
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2022-27-2-31-45Ключевые слова:
действие, деятельность, сознание, культура, человек, жизнь, разум, причина, самосознаниеАннотация
Эта статья, написанная в честь профессора Владислава Лекторского по случаю его 90-летнего дня рождения, посвящена предмету, к которому Лекторский неоднократно возвращался в течение своей долгой и знаменательной карьеры – это идея деятельности. Я начинаю с различения между деятельностью и действием, споря с точкой зрения, ассоциируемой с Леонтьевым, согласно которой действия – это части деятельности. По моему мнению, различение деятельности и действия скорее аспектное, нежели онтологическое или мереологическое. Затем я обращаюсь к анализу интенционального действия, предложенному Элизабет Энском, с целью доказать, что ее понимание действия, интенции и практического знания в сочетании с идеями Макинтайра, МакДауэлла и других, предоставляет основания для подкрепления трех центральных подходов к пониманию деятельности (описание которых я нашел у профессора Лекторского в недавнем обзоре по этому вопросу): (i) сознание, внутреннее пространство
наших ментальных жизней, может быть понято только в отношении к формам нашейдеятельности как телесных существ; (ii) человеческая агентность и поведение не могут быть описаны или объяснены без отсылки к социальному, культурному и историческому контексту; (iii) самости или индивиды конструируются в их деятельности и ее посредством. Я учитываю возражение, что мой анализ слишком сфокусирован на интенциональной и индивидуальной деятельности в ущерб коллективной. На это я отвечаю, что основа анализа состоит не в индивидуальном и не в коллективном, единицей анализа является человеческая форма жизни. Здесь остается большой простор для поддержания общей, распределенной и коллективной интенциональности, и для признания того, что индивиды и коллективы делают множество вещей неинтенционально. Но в этом не было бы никакого смысла, если бы не здоровый учет интенционального действия. Я убежден, что мои идеи схожи с тремя темами, характеризующими наследие Владислава Лекторского: (i) уважение к феноменологии повседневной мысли и опыта; (ii) гуманизм; (iii) вера в продуктивность диалога между русской и англо-американской философией.