Развитие искусственного интеллекта и глобальный кризис земной цивилизации (к анализу социогуманитарных проблем)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2022-27-2-100-107Ключевые слова:
искусственный интеллект (ИИ), естественный интеллект (ЕИ), общий искусственный интеллект (AGI), его интегральность и автономность, социогуманитарные оценки AGI (позитивные и негативные), глобальный кризис земной потребительской цивилизации, природа человека, антропотехнологическая эволюция и ее перспективыАннотация
В статье рассматривается качественно новый этап развития искусственного интеллекта (ИИ), связанный с разработкой общего искусственного интеллекта (в международной номенклатуре сокращенно обозначается AGI – Artificial General Intelligence). В отличие от традиционного ИИ, AGI существенно приближается по своим функциям к естественному интеллекту (ЕИ), сможет обладать способностью самообучаться, решать широкий круг задач в разных средах, т.е. быть интегральным и автономным. Такой уровень «самостоятельности» AGI открывает принципиально новые перспективы для развития информационных технологий, но вместе с тем ставит многие острые социогуманитарные проблемы, связанные с рисками и угрозами утраты контроля за развитием ИИ. Для успешной разработки AGI необходимы новые теоретико-методологические подходы, опирающиеся на принципы постнеклассической эпистемологии и результаты нейронаучных и феноменологических исследований сознания. Весьма важно рассмотрение этих вопросов под углом крайнего обострения глобального кризиса мировой цивилизации, обусловленного ее потребительской доминантой и усилиями сохранить ее монополярную структуру со стороны США и их западных союзников. В этой связи требуется также более широкий, философско-антропологический подход к пониманию нынешнего состояния нашей цивилизации и возможностей ее
преобразования. Он предполагает учет того, что именуют природой человека, как стойкого комплекса его психических и телесных свойств. Они воспроизводились у всех народов, во все исторические эпохи, при всех социальных устройствах, что указывает на их биологическую обусловленность. Среди них, наряду с альтруистическими свойствами, можно выделить ряд негативных свойств (такие как неограниченное потребительство, агрессивность к себе подобным, чрезмерное эгоистической своеволие). Именно эти свойства, характерные для массового сознания, активно эксплуатировали в своих интересах адепты монополярности. Преодоление принципов и, главное, практики монополярности и тем самым изменение мировой социальной самоорганизации является необходимым условием для подлинно гуманистического этапа антропотехнологической эволюции, способной открыть новые экзистенциальные перспективы преобразования человека и человечества.