Нормативность и трудная проблема содержания
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2023-28-2-63-78Ключевые слова:
трудная проблема содержания, интенциональность, ментальное содержание, нормативность, рациональные основания, натурализм, вторая природаАннотация
Объясняя природу сознательных состояний, мы сталкиваемся с трудной проблемой содержания – натуралистическое объяснение не способно учесть нормативность ментального содержания. Сталкиваясь с этой проблемой, мы не можем примирить три тезиса: тезис Ф. Брентано о том, что все ментальные состояния интенциональны; тезис Р. Веджвуда о том, что интенциональность нормативна, и тезис Дж. Макдауэла о том, что нормативность сознательного опыта возникает в результате воспитания, обретения второй природы. Для преодоления этого затруднения предлагается обратиться к представлениям Л.С. Выготского о формировании высших психических функций. Допуская существование инструментального мышления у животных, мы в определенной степени допускаем и элементы нормативности и свободы в их сознательной активности. Однако свобода действия животных ограничена зрительным полем. Ребенок достигает независимости от перцептивного поля, осваивая знаковую деятельность. Освоение этого вида деятельности, которая, очевидно, нормативна, является примером расширения когнитивных процессов. В статье утверждается, что обретение второй природы зависит именно от развития способностей оперировать знаками. Представление же Макдауэла о том, что обретение второй природы связано с развитием концептуальных способностей, отражает лишь последний этап развития ребенка, когда тот осваивает работу с абстрактными (научными) понятиями. Предложенные размышления позволяют решить проблему примирения обозначенных выше тезисов. Однако трудная проблема содержания не исчезает, поскольку предложенный взгляд на проблему содержания и нормативности предполагает пересмотр оснований натурализма и допущение, что действия живых существ определяются прежде всего смыслами, которые уже наличествуют в мире.