Графический роман ЮНЕСКО «Курс на искусственный интеллект»: вопросы семиотического осмысления

Авторы

  • И.Г. Меркулова Государственный академический университет гуманитарных наук

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2023-28-2-102-119

Ключевые слова:

искусственный интеллект, семиотика культуры, графический роман, цифровой мир

Аннотация

В статье с позиций семиотики культуры рассматривается тематический графический роман ЮНЕСКО «Курс на искусственный интеллект» (2022). Этот графический роман был создан в рамках работы ЮНЕСКО по использованию новых технологий для устойчивого развития. Он предназначен для политиков и молодежи, в нем исследуется влияние искусственного интеллекта на человечество. Графический роман разделяется на эпизоды, в конце каждого из них есть страница с глоссарием, где представлены ос­новные концепции в области ИИ. Для анализа данного графического романа в статье применяется подход, предложенный основателем Московско-Тартуской семиотиче­ской школы Юрием Лотманом. Используются как семиотические модели Лотмана, позволяющие проанализировать семантическое наполнение понятий, связанных с ис­кусственным интеллектом, так и его работы, которые тематически посвящены пробле­ме влияния технологий на культуру и общественную жизнь. Одной из ключевых об­щественных эмоций, связанных с искусственным интеллектом, является страх. Эта эмоция ярко выражена, например, в заголовках статей, опубликованных различными СМИ и посвященных проблематике искусственного интеллекта. Концепция Лотмана позволяет проанализировать этот страх как «страх другого». В статье выдвигается утверждение о том, что взаимодействие с системами искусственного интеллекта должно основываться не на страхе, а на этических регулятивах. Графический роман ЮНЕСКО призван стать своеобразным ответом на человеческий страх перед искус­ственным интеллектом и общественный вызов, провоцируемый применением интел­лектуальных систем. Визуальная форма романа позволяет использовать специфиче­ские выразительные средства, позволяющие изменить отношение к искусственному интеллекту с помощью ярких образов и зримых метафор. В статье подробно анализи­руется, с помощью каких визуальных и дискурсивных форм графический роман до­стигает своей цели преодоления страха перед искусственным интеллектом путем фор­мирования понимания этой технологии. Графический роман «Курс на искусственный интеллект» также трактуется в статье как иллюстрация некоторых положений «Мани­феста осмысления цифрового мира» [Bachimont, 2023, web].

Загрузки

Опубликован

2023-11-24

Выпуск

Раздел

Наука, техника, общество