Мифологические основания рациональности
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2023-28-2-120-132Ключевые слова:
рациональность, сознание, миф, обобщение, космос, знание, гармония, синкретизм, закон, эффективностьАннотация
В работе делается аналитическая попытка определить характер связей между мифом и наукой, иррациональностью и рациональностью. В связи с этим мы видим цель нашей работы в определении мифа и реконструкции мифологического сознания, выступающего не только первым, но и более эффективным способом освоения мира в сравнении с рациональным методом. Заявленная цель последовательно решает четыре задачи, первая из которых должна определить природу мифологического образа. Решение второй задачи выявит механизм перехода мифологического сознания в универсальный метод мышления – обобщение. Ответы на вопросы третьей задачи позволят описать «условия перехода» мыслительного обобщения в подобную форму рационального мышления. Решение четвертой задачи даст возможность обосновать положение о том, что мифологический образ является альфой и омегой или началом и концом рационального мышления. Для этого в тексте дается объяснение, как миф обнаруживал себя в четырех универсальных принципах бытия и мышления: «все во всем», «подобное порождает подобное», «что наверху, то и внизу» и «тайное управляет явным». Из них выводятся четыре бессознательных аспекта проявления мифологического мышления: синкретизм, подобие, аналогия и эвристичность, которые в дальнейшем превратятся в универсальную формулу рациональности. Для обоснования подобного перехода выявляется последовательная связь бессознательного мифологического образа с мысленным обобщением, превращающимся затем в рациональность. Это проявляется в том, что воображаемый образ мифологического сознания обнаруживает свое значительное влияние на мыслительный процесс обобщения частных событий, в которых образное восприятие мира видит грядущее. Подобное возможно потому, что четырем свойствам мыслительного обобщения соответствуют подобные характеристики рационального мышления. В результате делается вывод о том, что процесс обобщения является бытовой формой рациональности, а рациональность становится оптимизированным или усиленным видом бытового обобщения. Исследование становится попыткой аналитически обосновать «сверхрациональное» содержание мифологического образа, выступающего неисчерпаемым архивом, источником рационального мышления, предлагая один из возможных вариантов трансформации мифа в рациональный «логос».