Мифологические основания рациональности

Авторы

  • Д.Л. Родзинский Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2023-28-2-120-132

Ключевые слова:

рациональность, сознание, миф, обобщение, космос, знание, гармо­ния, синкретизм, закон, эффективность

Аннотация

В работе делается аналитическая попытка определить характер связей между мифом и наукой, иррациональностью и рациональностью. В связи с этим мы видим цель на­шей работы в определении мифа и реконструкции мифологического сознания, высту­пающего не только первым, но и более эффективным способом освоения мира в срав­нении с рациональным методом. Заявленная цель последовательно решает четыре задачи, первая из которых должна определить природу мифологического образа. Ре­шение второй задачи выявит механизм перехода мифологического сознания в универ­сальный метод мышления – обобщение. Ответы на вопросы третьей задачи позволят описать «условия перехода» мыслительного обобщения в подобную форму рацио­нального мышления. Решение четвертой задачи даст возможность обосновать положе­ние о том, что мифологический образ является альфой и омегой или началом и концом рационального мышления. Для этого в тексте дается объяснение, как миф обнаружи­вал себя в четырех универсальных принципах бытия и мышления: «все во всем», «по­добное порождает подобное», «что наверху, то и внизу» и «тайное управляет явным». Из них выводятся четыре бессознательных аспекта проявления мифологического мыш­ления: синкретизм, подобие, аналогия и эвристичность, которые в дальнейшем превра­тятся в универсальную формулу рациональности. Для обоснования подобного перехода выявляется последовательная связь бессознательного мифологического образа с мыс­ленным обобщением, превращающимся затем в рациональность. Это проявляется в том, что воображаемый образ мифологического сознания обнаруживает свое значительное влияние на мыслительный процесс обобщения частных событий, в которых образное восприятие мира видит грядущее. Подобное возможно потому, что четырем свойствам мыслительного обобщения соответствуют подобные характеристики рационального мышления. В результате делается вывод о том, что процесс обобщения является бы­товой формой рациональности, а рациональность становится оптимизированным или усиленным видом бытового обобщения. Исследование становится попыткой аналити­чески обосновать «сверхрациональное» содержание мифологического образа, высту­пающего неисчерпаемым архивом, источником рационального мышления, предлагая один из возможных вариантов трансформации мифа в рациональный «логос».

Загрузки

Опубликован

2023-11-24

Выпуск

Раздел

Историческая эпистемология науки и техники