Критический дух и поиск истины. Памяти А.Л. Никифорова

Авторы

  • Е.Л. Черткова Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2024-29-2-5-17

Ключевые слова:

корреспондентная концепция истины, знание, наука, технонаука, цель, смысл, специфика философии, методология истории, истина и правда

Аннотация

В статье рассматриваются взгляды Александра Леонидовича Никифорова (28.04.1940–29.09.2023), имя которого неотделимо от становления и развития отечественной эпистемологии. Отмечается его устойчивый интерес к проблеме корреспондентной кон­цепции истины и ее защите от внутринаучной и социальной критики, разбирается обоснование единой природы науки как знания и критика толкования технонауки как третьей, постнеклассической стадии развития науки. В свете корреспондентной кон­цепции истины рассматривается вопрос о когнитивном статусе гуманитарного, в осо­бенности исторического, знания, в частности вопрос гносеологической правомерно­сти использования в исторических исследованиях понятия «правда» вместо понятия «истина». Показано, что А.Л. Никифоров предложил уточненное понятие правды, сохраняющее общность с истиной как соответствием, но в данном случае не самому историческому событию, а доступным историческим данным и принятым в этой нау­ке методам. В таком адаптированном виде правда может служить критерием отличе­ния научного исследования от иных форм исторического описания, но не обеспечивает всех условий корреспондентной теории истины, применение которой даже в академической истории признается ограниченным. Главное, что объединяет анализ проблемы истины в контексте изучения технонауки, с одной стороны, и исторического исследо­вания, с другой стороны, – это различение и распознавание реализуемых в них позна­вательных и непознавательных целей (практических, идеологических) и связанных с ними гносеологических и аксиологических критериев и установок, когнитивной и эмоциональной составляющих. Обосновывается, что, утверждая значимость понятия истины, А.Л. Никифоров стоит на защите автономии научного исследования, его ме­тодологии и этоса как условий ответственного поведения ученых, что и обеспечивает высокий статус науки в обществе и культуре. Показано, как А.Л. Никифоров отстаи­вал специфику философской эпистемологии, отличая ее от иных специально-научных способов исследования науки. Делается вывод, что помимо решения конкретных тео­ретико-познавательных и методологических проблем вклад А.Л. Никифоров заключается в реализации критически-скептического подхода, позволяющего, в частности, минимизировать негативное влияние на исследовательский процесс фетишизации ав­торитетных и признанных в научном сообществе позиций. Воплощая идеалы крити­цизма в своем творчестве, А.Л. Никифоров был одним из тех, кто способствовал об­ретению российской философией нового дыхания.

Загрузки

Опубликован

2024-12-02

Выпуск

Раздел

Исследовательские программы эпистемологии