Познание в контексте методологии саморазвития
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2025-30-1-82-96Ключевые слова:
саморазвивающийся субъект, познание, модель мира, целенаправленная деятельность, среда, обратная связьАннотация
В рамках бинарной методологии (тело – разум) отмечается принципиальная ограниченность познания и неполнота возможного знания. Предложено расширить концептуальные рамки анализа, добавляя категорию «среда» в качестве исходной метакатегории. Это предоставляет возможность анализировать происходящие в мире события с помощью тернарной оптики: внешний мир – субъект – внутренний мир. В этом случае можно говорить о квантовой природе предлагаемого подхода, в связи с тем, что в нем потенциально заложена возможность суперпозиции двух позиций субъекта: как части внешнего мира и как носителя внутреннего мира. Переход от одной из позиций, или их последовательности, к одновременной суперпозиции позиций становится возможным в результате саморазвития субъекта, которое является отличительным признаком предлагаемой методологии. Познание рассмотрено как деятельность по приобретению нового знания, способствующего функционированию субъекта в изменяющемся мире. В более широком контексте познание представляет собой операционально замкнутую ментальную деятельность, являющуюся частью активности субъекта, обусловленной его экзистенциальными задачами, возникающими в изменяющейся среде. Соответственно выделяется три вида инструментов познания. Ментальный инструмент – это система знаний субъекта познания. Целенаправленная активность субъекта, направленная на решение его жизненных задач, в рамках которых предполагается постановка целей и организация процесса познания, представляет собой социокультурный инструмент познания. В роли экзистенциального инструмента познания саморазвивающегося субъекта выступает процесс бытия, предусматривающий применение и коррекцию системы знаний. Путь познания связан с выходом за пределы имеющегося у субъекта знания и предполагает проверку нового знания в процессе жизнедеятельности, когда среда становится частью инструмента познания в качестве одной из составляющих обратной связи. Такое понимание не исключает неполноту и субъективность знания, но появляется возможность саморазвития субъекта, позволяющая в границах жизненного мира субъекта преодолевать ограниченность познания.