Познание в контексте методологии саморазвития

Авторы

  • А.Н. Плющ

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2025-30-1-82-96

Ключевые слова:

саморазвивающийся субъект, познание, модель мира, целенаправлен­ная деятельность, среда, обратная связь

Аннотация

В рамках бинарной методологии (тело – разум) отмечается принципиальная ограни­ченность познания и неполнота возможного знания. Предложено расширить концеп­туальные рамки анализа, добавляя категорию «среда» в качестве исходной метакате­гории. Это предоставляет возможность анализировать происходящие в мире события с помощью тернарной оптики: внешний мир – субъект – внутренний мир. В этом слу­чае можно говорить о квантовой природе предлагаемого подхода, в связи с тем, что в нем потенциально заложена возможность суперпозиции двух позиций субъекта: как части внешнего мира и как носителя внутреннего мира. Переход от одной из пози­ций, или их последовательности, к одновременной суперпозиции позиций становит­ся возможным в результате саморазвития субъекта, которое является отличитель­ным признаком предлагаемой методологии. Познание рассмотрено как деятельность по приобретению нового знания, способствующего функционированию субъекта в из­меняющемся мире. В более широком контексте познание представляет собой опера­ционально замкнутую ментальную деятельность, являющуюся частью активности субъекта, обусловленной его экзистенциальными задачами, возникающими в изменя­ющейся среде. Соответственно выделяется три вида инструментов познания. Мен­тальный инструмент – это система знаний субъекта познания. Целенаправленная ак­тивность субъекта, направленная на решение его жизненных задач, в рамках которых предполагается постановка целей и организация процесса познания, представляет со­бой социокультурный инструмент познания. В роли экзистенциального инструмента познания саморазвивающегося субъекта выступает процесс бытия, предусматриваю­щий применение и коррекцию системы знаний. Путь познания связан с выходом за пределы имеющегося у субъекта знания и предполагает проверку нового знания в процессе жизнедеятельности, когда среда становится частью инструмента познания в качестве одной из составляющих обратной связи. Такое понимание не исключа­ет неполноту и субъективность знания, но появляется возможность саморазвития субъекта, позволяющая в границах жизненного мира субъекта преодолевать ограни­ченность познания.

Загрузки

Опубликован

2025-06-30

Выпуск

Раздел

Исследовательские программы эпистемологии