Возвышенная жертвенность или тотальная месть: образы науки и ученого в американском фильме ужасов
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2021-26-1-131-143Ключевые слова:
американский фильм ужасов, наука, кабинетный ученый, ученый- преступник, массовая культура, массмедиа, социальная роль научных достижений, киностереотипАннотация
Голливудские фильмы ужасов, относящиеся к особому жанру кинематографа, с самого зарождения оказались крайне чувствительными к теме научно-технического прогресса и роли ученых-исследователей в формировании и продвижении технологической картины мира. Неуклонно нарастающая популярность визуальных образов науки и ученых в массовой культуре задает тональность развития тематизма и сюжетных линий этого жанра. Они стали непосредственной тканью фильмов ужасов, но, в отличие от политики, искусства, религии, голливудский кинематограф впервые посмотрел на ситуацию с точки зрения ее экзистенциального измерения. И если ведущие социальные институты интересовались наукой лишь с позиций ее социальной утилитарности и прагматизма, то голливудскому хоррор-кинематографу удалось вскрыть экзистенциальную пустоту и трагедию исследователя, которого власть ввергает в непрерывную и безумную гонку за научными открытиями. Именно в этом жанре наиболее четко прорисовываются судьбы человека и представляемой его разумом природы, заключенные в теснинах технологической цивилизации. Образ ученого в американском фильме ужасов очерчивается в двух основных тенденциях: негативной и позитивной. Негативная визуализация связывается с изображением сумасшедшего исследователя, который использует потенциал своего интеллекта для изощренной мести социальному окружению. Позитивная модель, за счет демонстрации выдающихся достижений ученых, предполагает кошмарную визуализацию всех возможных девиаций власти и дефектов социальной системы, неспособной адекватно оперировать достижениями науки.