«Другой путь» эпистемологии: увидеть настоящую науку!
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2021-26-2-10-15Ключевые слова:
философия науки, эпистемология, психология, теория социальных эстафет, эмпирический факт, эмпирия, теория, наука, знание, рефлексияАннотация
Статья посвящена описанию другого пути (отличного от Канта) эпистемологии, состоящего в том, чтобы анализировать не условия возможности познания, а исторически существующие феномены производства и распространения знаний в науке. Для этого необходимо анализировать разные типы эмпирического материала: развитые научные теории, внутринаучную рефлексию ученых и непосредственные образы деятельности ученых, представленные в исторических и социологических кейсах. Продуктивность такой эмпирической эпистемологии (сформированной на базе теории социальных эстафет М.А. Розова) продемонстрирована на примере эпистемологического анализа психологии как науки. Ключевое достоинство обращения эпистемологии к эмпирии в том, что появляется принципиальная возможность фальсифицировать выводы философов, и за счет этого сделать модели и концепты эпистемологии богатыми, эвристичными и позволяющими увидеть настоящую науку.