Конструирование социальной роли ученого: от профессиональных компетенций к решению глобальных задач

Авторы

  • С.В. Пирожкова Институт философии РАН
  • В.В. Омелаенко Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2023-28-1-105-120

Ключевые слова:

научный работник, исследователь, социальная роль ученого, образо­вание, молодые ученые, научное лидерство

Аннотация

Кем является современный работник сферы исследований и разработок – представите­лем одной из множества профессий или носителем особой социальной роли? На этот вопрос авторы статьи пытаются ответить, анализируя нормативную, рамочную и стра­тегическую документацию, призванную внести единообразие в практики образования будущих ученых и системы профессиональных квалификаций. Показано, что, начиная с М. Вебера, констатировавшего, что деятельность ученого не выстраивается больше в соответствии с социальной моделью призвания, а нормируется как профессия в ряду других профессий, считается, что исследовательская работа требует формирования у будущего ученого специальных знаний и умений. Разрабатываемые усилиями стран Европейского союза рамочные документы, репрезентирующие систему исследова­тельских компетенций и их развитие, а также документы ЮНЕСКО, задающие основы правового и социального статуса научного работника, формируют иной образ ученого. Он соотносится с такими тенденциями в развитии науки, как расширение междисци­плинарных исследований, и такими тенденциями в образовании и кадровом обеспечении различных областей, как усиление значения не узких специальных, а универсальных навыков и компетенций. В качестве важной составляющей универсальных компетен­ций авторами подчеркивается агентность – социальная и общественно-политическая предприимчивость. Критически проанализировано соответствие нормативной доку­ментации и реальной практики, выявлены ограничения и проблемы, препятствующие реализации социальной роли ученого как ответственного не только за отдельные по­следствия научных открытий и технических изобретений, но за развитие общества в целом и, следовательно, призванного активно участвовать в диалоге с различными социальными акторами, принятии различных решений и выработке общественного консенсуса.

 

Загрузки

Опубликован

2023-06-01

Выпуск

Раздел

Социально-политическое измерение науки и техники