Пространственные метафоры в исследовании науки: от границы к картам
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2025-30-1-112-123Ключевые слова:
метафора, граница, карта, наука, пограничный объект, социальные границыАннотация
В статье дается краткий обзор пространственных метафор, использующихся как ключевые понятия, вокруг которых выстраиваются концепции. Более подробно рассмотрены пространственные метафоры «граница» и «карта» в исследованиях науки. Метафора «граница» в контексте работы по установлению границ науки в современной философской и социологической литературе стала концептом, анализ которого осуществляется в двух направлениях: позитивистское (ответы на вопросы: «Xто такое наука?», «Где наука?») и постмодернистское (ответы на вопросы: «Имеет ли наука границы?», «Нужны ли науке границы?»). Метафора «карта» используется для более абстрактного представления границ науки и пограничных областей. В позитивистском направлении метафоры «граница» и «карта» становятся инструментом для установления эпистемологического авторитета, политики идентичности и защиты автономии науки. В постмодернистском направлении использование пространственных метафор демонстрирует, что развитие науки жестко контролируется теми, кто владеет ресурсами (властью или статусом), что ставит под сомнение наличие именно эпистемологического авторитета науки. Кроме этого, поворот на междисциплинарность в науке приводит к выводам о том, что если границы и можно установить, то они будут пунктирные, а также может наблюдаться полное стирание границ. Одним из решений, которое могло бы сохранить науке автономию, но при этом не противоречить заявке на междисциплинарность, по мнению автора, может выступать концепция пограничных объектов. Пограничные объекты – это аналитическая концепция тех научных объектов, которые обнаруживаются в нескольких пересекающихся социальных мирах и удовлетворяют информационным требованиям каждого из них. Создание пограничных объектов и управление ими – ключевой процесс в развитии и поддержании согласованности пересекающихся областей знания.