Пытаясь представить пламя задутой свечи: заметки об онтологической структуре Копенгагенской интерпретации квантовой механики

Авторы

  • Луиджи Лаино Факультет гуманитарных исследований, Неаполитанский университет имени Федерико II.

DOI:

https://doi.org/10.21146/2413-9084-2017-22-1-93-110

Ключевые слова:

Аристотель, Э.Кассирер, хенология, Копенгагенская интерпретация, вопрос о бытии, B. Гейзенберг, онтология

Аннотация

В данной статье автор рассматривает вопрос об онтологической структуре квантовой механики и  анализирует эволюцию хенолого-онтологического равенства (проблему тождественности единого и бытия) в новой формулировке, предваряемой ортодоксальной интерпретацией данной теории. Таким образом, статья будет сосредоточена в частности на Копенгагенской интерпретации и недостаточности интуиции [Anschaulichkeit] в репрезентации внешних физических объектов. В том, что касается последнего вопроса, автор также рассматривает классическую репрезентацию философии Гейзенберга, опираясь на материалы П.А. Хилана. Автор показывает невозможность сохранения старой репрезентации физического тела, которая работала бы также для классической
механики, поскольку квантовая механика отрицает абсолютную локализуемость физических 
сущностей. Действенная детерминация локализуемости и была тем постулатом, который лежит в основе хенолого-онтологического равенства в том виде, в каком его представлял Аристотель: то, что не локализуемо, не является единым. Это также необходимо рассматривать как специфический недостаток в отношении к хронологической устойчивости тождества квантового объекта, который представляется как постоянно изменяемый своими взаимодействиями с инструментами и с другими частицами. В соответствии с этим автор дает свое объяснение своеобразного определения физической сущности в Копенгагенской интерпретации квантовой механики как не-вещественной
сущности, как не-тела, рассматривая аргумент, утверждающий, что, таким образом, наличная субстанция в физике может быть только целостной тотальностью. Относительно последнего утверждения автор предлагает определение индивидуальности, которое не чуждо самым последним интерпретациям квантовой механики. Квантовый индивидуум представляет собой не столько тело (по аналогии с телами нашего повседневного опыта), сколько сущность, чье онтологическое содержание является лишь относительным, зависящим от трансформаций в примитивном контексте: это означает,
что его онтологический заряд не может рассматриваться как постоянный. С этой точки зрения, можно утверждать, что квантовая механика намного ближе старой интерпретации природы как сущности в древнегреческой натурфилософии, которая стремилась различать онтологические определения индивидуальных сущностей и единство бытия как целого. Таким образом, через анализ Э. Кассирера, в статье будет показано, как возможно представить новые основания для отношений между единым и бытием, а также как попытаться пролить немного света на базовые предположения онтологии
Копенгагенской интерпретации и современной квантовой механики.

Опубликован

2018-10-10

Выпуск

Раздел

Историческая эпистемология науки и техники