Триадичная природа визуального образа как основание репрезентации видимого в коммуникативном пространстве
DOI:
https://doi.org/10.21146/2413-9084-2020-25-1-125-135Ключевые слова:
образ, визуальность, репрезентации, семиотика, Чарльз С. Пирс, триадичность знака, коммуникативное пространствоАннотация
Статья посвящена исследованию природы, структуры, механизмов возникновения и условий существования репрезентаций видимого для прояснения принципов функционирования визуального образа в коммуникативном пространстве. Понимание этих процессов является важным для решения задачи по выявлению принципов организации коммуникационного пространства, в котором на первое место выходит создание образов, мобилизующих иррациональные коннотации. Опираясь на триадичную природу знака в концепции Ч.С. Пирса, автор предлагает собственную методологическую стратегию исследования природы репрезентации видимого, расширяющую теоретический потенциал семиотического анализа образа как иконического знака. Предлагаемая методология опирается на краеугольный камень философии Пирса (фанероскопию) – три трихотомии знака в связи с категориями бытия и познания (Первичность, Вторичность, Третичность). При таком подходе интерпретанта становится не только значением какого-либо термина, а некоторым результатом мыслительных процессов по поводу знака. Знак рассматривается как «матрица» для создания визуальных образов. Новизна предлагаемого исследования заключается в описании триадичной природы визуального образа в коммуникативном пространстве. Доказано, что визуальный образ не является собственно иконическим знаком, он должен рассматриваться как репрезентация видимого в последовательности движения трех модусов бытия (возможности, действительности и реальности). Предложенная трехчастная модель репрезентации видимого позволила раскрыть процессы становления визуального образа в коммуникациях. На основании ключевых положений триадичной теории знака сделан вывод о закономерностях в процессах становления визуальных образов в современной культуре образной экспансии, когда один образ становится образом другого образа и выражает его.